Многие аналитики прогнозировали сокращение грузооборота, проходящего через порты стран Прибалтики в связи с политическим и экономическим мировым кризисом. Прошлый год был весьма продуктивным для Балтийского региона, по его результатам порты в Риге, Клайпеде, Таллине, Лиепае и Вентспилсе показали достаточно хорошие результаты.
Их грузооборот возрос в среднем на 5,1%. Но, несмотря на такую положительную динамику, эксперты прогнозировали резкое падение этого показателя в 2015 году в связи с ухудшением отношений между РФ и странами Прибалтики. Так как почти 40% российского экспорта проходит через балтийские порты, ухудшение торговых отношений может быть существенным ударом по экономике стран Прибалтики.
Предполагалось, что грузооборот может сократиться почти на 20%, но результаты статистики показывают, что в среднем грузопоток упал всего на 3%. Сократился транзит каменного угля, удобрений и нефтепродуктов. Причем эти показатели далеко не однозначны, так как разные порты показываю разную динамику грузоперевозок. Так, грузопоток в Вентспилсе и Таллине действительно значительно сократился, а вот Клайпеда и Лиепаи наоборот его увеличили.
Можно выделить несколько причин падение грузооборота. Во-первых, это международный экономический и политический кризис, который в целом снизил межгосударственные грузовые поставки. Второй причиной можно указать ухудшение отношений непосредственно между Россией и странами Прибалтики, обоюдные санкции, которые влияют на устоявшие пути перевозок. Также не последняя причина, это развитие портовой инфраструктуры Ленинградской области, которое влечет за собой перенаправление грузового потока. Нельзя заявить, что ситуация однозначно негативная, но улучшения ситуации не предвидится, и тенденция к снижению грузопотоков будет сохраняться в ближайшее время.